Паллиативная медицина в отношении детей и подростков

Болезнь и смерть не знают возрастных границ: к сожалению, всё больше детей и подростков умирают от тяжёлых заболеваний. Представления о болезни и смерти, на которых основывается ребёнок или подросток,
определяются многими внешними факторами: воспитанием, религией и личным опытом.
Со смертельно больными детьми всё обстоит иначе, нежели с взрослыми.
Дети думают не так, как взрослые. То, как они относятся к жизни и смерти, зависит в первую очередь от их возраста.


Маленькие дети


Маленький ребёнок в возрасте до трёх лет не имеет ясного представления о жизни и смерти. Он не знает различия между понятиями "живой" и "мёртвый", потому что рассматривает все явления как живые. В этом возрасте самой большой проблемой является страх (разлуки). Так как дети ещё не имеют представления о времени, они могут плохо воспринять и кратковременную разлуку. Неприятности лечения очень быстро забываются во время игры.


Дети дошкольного возраста


У детей дошкольного возраста до шести лет преобладают магические представления о мире. Они всё больше узнают о различии жизни и смерти, но не относят вероятность смерти к себе. Их представления о болезни (в том числе и о собственной), о ранениях и смерти являются нереалистичными. Быть мёртвым у них ассоциируется с уходом; а тот, кто уходит, может вернуться.


Дети младшего школьного возраста


Дети младшего школьного возраста до девяти лет проявляют больший интерес к смерти и часто хотят больше узнать об этом. Они понимают смерть как "вечный сон". Они могут бояться быть покинутыми и смерти своих родителей. К десяти годам дети всё быстрее и точнее понимают, что такое смерть.


Дети среднего школьного возраста


Дети среднего школьного возраста до четырнадцати лет в основном уже имеют очень деловые установки и более трезво рассматривают мир. Смерть для них является завершающим, неизбежным процессом, и их интересует – в зависимости от религиозных воззрений – о жизни после смерти. У этих детей уже личные взгляды на свою болезнь, на свою судьбу, и они противятся этому. Они иногда воспринимают свою болезнь как наказание за плохое поведение, прогулы в школе и выражают свою оценку этого при помощи символов, кодов и примечаний.


Подростки

мыслят более осмысленно, почти как взрослые. Во время и без того сложной фазы полового созревания и самопознания они очень ранимы и ощущают сильный страх. Такая ситуация вызывает манеры поведения и переживания более раннего возраста (регрессия). Нередкие мысли о том, что смерть рядом, вытесняются, потому что подростки часто вынуждены справляться с этапами своей жизни, когда им было плохо, а потом вновь стало лучше. Так у них появляется надежда.

Очень часто дети разочаровываются в себе и в мире. Симптомы болезни, иногда необходимые врачебные вмешательства, нежелательные побочные эффекты болезни, многочисленные ограничения, которые определяют лечение, и, конечно же, отсутствие контакта с родителями, братьями, сёстрами и друзьями – всё это ставит жизнь подростка с ног на голову.

Паллиативный уход в отношении детей выделяется своей особенностью: он касается как детей с болезнью, вероятность умереть от которой к восемнадцати годам очень высока, а также детей с болезнью, которая может быть смертельно опасной и неизлечимой. В таких случаях педиатрический и паллиативный уход часто может продолжаться годами.

Например, в отношении детей и подростков, страдающих от лейкемии или заболевания лимфы, осуществляется паллиативный уход, когда результаты терапии неясны или когда терапия не помогла.

Быстрая смена симптомов


У больных раком детей фаза паллиативного ухода характеризуется быстрой сменой симптомов, что предъявляет высокие требования к персоналу. Эта смена представляет собой главное различие от протекания болезни у взрослых с медленным, прогрессирующим, злокачественным новообразованием.

Многообразны и особенны требования к персоналу отделений паллиативного ухода.

Важной задачей является заботиться о ребёнке в это время. Его нужно содержать вдали от родителей в физическом и эмоциональном плане. Возможно, все больные должны решить, нужно ли принимать меры для того, чтобы продлить жизнь, или прервать их. Перед врачами и обслуживающим медицинским персоналом стоит тяжёлая задача: найти подходящие слова для ребёнка и его родителей и по возможности избежать конфликтов с родственниками по поводу дальнейшего лечения.


У детей есть права: ЮНЕСКО описывает их в данном случае как право на самое лучшее медицинское обслуживание, как требование умирающих детей не проходить курс лечения в больницах паллиативного ухода для взрослых, а сообщать о других возможностях размещения. О таких детях нужно заботиться так же, как и о других, потому что у них такие же возрастные потребности.
У детей есть право на окружение, которое соответствует их возрасту и здоровью, а также даёт им обширные возможности для того, чтобы играть, отдыхать и получать школьное образование. О детях должны заботиться образованные и чуткие люди, которые будут удовлетворять различные потребности семей и детей.