Взрослые, которые не относятся к членам семьи

Когда в семье тяжелобольной, детей должно окружать много людей, которые помогали бы им в это тяжёлое время.


Наряду со здоровым родителем, братьями и сёстрами, бабушками и дедушками и другими родственниками это могут быть воспитатели, учителя и другие взрослые, которые близки ребёнку. Некоторые дети пытаются поберечь родителей и поэтому просят поддержки у посторонних людей, которым они доверяют.


Если больной живёт с ребёнком один, он должен найти ответственных и готовых помочь людей, которые позаботились бы как о ребёнке, так и о нём самом.


У детей, которых больной раком воспитывает в одиночку, развивается сильный страх перед будущим, поскольку, что с ними будет, если их отец или мать умрут. У братьев и сестёр появляется страх расстаться друг с другом и, после смерти одного из родителей, потерять ещё и брата или сестру.


Если болезнь неизлечима, отец или мать должны заранее попытаться в разговоре с детьми найти решение этой проблемы. Возможно, они захотят остаться со здоровым родителем, с их крёстными отцом или матерью или с хорошим другом больного. Если в решении этого вопроса Вам нужна помощь, обратитесь в отделы социального обеспечения и здравоохранения.


Детский сад и школа должны быть проинформированы
Воспитатели и учителя должны заранее получить подробную информацию о болезни, методах лечения и прогнозах с тем, чтобы они могли оптимально помочь ребёнку. К примеру, они должны знать, был ли больной помещён в клинику и когда его собираются выписать. Чтобы ответить на конкретные вопросы детей, им, например, необходимо точно знать, что после окончания химиотерапии волосы опять отрастут или что рак не заразен.


Лучше всего вести такого рода беседы, когда учитель приходит к Вам домой. В зависимости от ситуации Вам может быть удобнее поговорить с воспитателем детского сада или с учителем на «нейтральной территории»: в детском саду, в школе или в квартире у кого-нибудь третьего.


Если Вы как родители не очень хотите сами говорить с воспитателем или учителем, попросите кого-нибудь, кто владеет всей информацией и кому Вы можете доверять, решить эту задачу.


Воспитатель и учитель должны обсудить с родителями, каким образом и насколько подробно они могут говорить с ребёнком о болезни. Должно быть также оговорено, нужно ли детям рассказывать свои друзьям и товарищам о новых семейных обстоятельствах.


Дети школьного возраста сами должны решить, насколько подробно ставить в известность своих одноклассников о болезни родителей. В большинстве случаев дети сами об этом рассказывает.


В качестве напоминания - ещё несколько важных моментов:


    § Постарайтесь уделить достаточно времени нежности и телесному контакту.

    § Говорите коротко и простыми словами – избегайте долгих объяснений.

    § Снова и снова убеждайте ребёнка, что Вы его любите и что в болезни нет его вины.

    § Объясните ребёнку, что как папа, так и мама из-за болезни могут быть более раздражительными и вспыльчивыми, чем раньше.

    § Дайте ребёнку право выражать свои чувства – будь то радость или гнев.

    § Разрешите ребёнку заботиться о больном и помогать ему, но не давайте ему брать на себя роль взрослого.

    § Предоставьте ребёнку достаточно времени на игры ос своими товарищами. Скажите ему, что он может спокойно рассказать им о болезни папы или мамы.

    § Помните, что детям нужна не только забота. Они в свою очередь также могут многое сделать для семьи, в которой есть больной.